Рецензия на матч с Англией от Златко Далича: «Мы были лучше во всех аспектах игры. Мы не недооценили соперников, мы их анализировали, мы играли в высокий прессинг, накрывали Стоунса и Хендерсона, Модрич и Ракитич прессинговали защиту. В перерыве я попросил игроков пасовать спокойнее, не терять голову. Думаю, это была наша лучшая игра. Сегодня мы играли лучше, чем с Аргентиной». Похоже, на волне исторического успеха хорватского футбола Далич как раз потерял голову – изобразил течение матча в «Лужниках» с радужными единорогами, конфетти и тотальным доминированием.
Если оценивать 120-минутную дистанцию, Хорватия действительно была лучше и заслужила победу, особенно на фоне аморфной Англии. Однако эйфория не должна подавить рациональное восприятие матча. Англия могла сделать счёт 2:0 в первом тайме, и касаемо тактической дуэли это было бы вполне логично – Далич выбрал не лучший план на игру из возможных.
Одна из главных фишек хорватской тактики на ЧМ-2018 – подстройка прессинга под каждого соперника: сколько игроков в первой линии, кто это, насколько высоко начинается давление? Против Англии Златко Далич повторил структуру прессинга, использованную против Аргентины. Тогда коуч заранее знал от хорватских скаутов, что Хорхе Сампаоли планирует сыграть 3-4-2-1. Гарет Саутгейт играет по модулю 3-Х-Х в течение всей работы со сборной Англии, так что повторение плана от Далича можно было предсказать.
Тренер Хорватии построил команду без мяча по расстановке 4-3-3 или 4-3-2-1 «ёлочкой», как кому нравится. Манджукич одновременно мешал и Стоунсу, и Хендерсону, перекрывая линии передач на разыгрывающего Англии. Ракитич выбрасывался в прессинг, как только мяч получал Кайл Уокер. Модрич прессинговал более сдержанно, больше ориентируясь на Хендерсона, чем на Харри Магуайра. Инсайды, Перишич и Ребич, садились ниже и насыщали фланги. Полноценно опускаться в заднюю линию, делая из четвёрки защитников шестёрку, им не пришлось.
Далич учёл структуру билд-апа, но забыл про тактическую философию англичан. Против Аргентины такой прессинг был эффективен, потому что команда бесконечно держала мяч внизу, не могла форсировать центр и строила U-образную структуру передач. Англия под хорватским прессингом перешла на длинные передачи во фланговые зоны – и это разбило план Далича. Лонг-боллами англичане оставляли за линией мяча слишком агрессивного Ракитича и Модрича, а Брозович бросался на фланг страховать крайних защитников, высоко вылетавших на перехват передач. Центр оставался пустым.
Специфика хорватских полузащитников только добавляла головной боли Даличу. Ракитич своими рывками в прессинге компенсировал большие тактические проблемы без мяча. Модрич отлично читает игру и грамотен в оборонительной работе, но ускоряться в пустую зону, чтобы закрыть её – его нелюбимое занятие (тем более в «Реале» есть Касемиро). Брозович, по словам Далича, интенсивнее Баделя и Ковачича, но если англичане после заброса на фланг переводили мяч резким пасом в центр, отрезался и Брозович.
Такие ситуации в первом тайме возникали неоднократно. Самая показательная – атака Англии перед голевым штрафным Триппьера. Уокер под прессингом Ракитича саданул лонг-болл, Брозович и Перишич ближе к левому флангу проиграли подбор Лингарду, а Алли ускорился по центру. Модрич, тоже прессинговавший на чужой половине, опаздывал и был вынужден фолить перед штрафной. Что было дальше, вы знаете.
Прессинг заработал только во втором тайме. Хорватия придавила Англию к своей половине поля, разбила контригру и пресекала редкие попытки повладеть мячом. В давление стали чаще включаться Перишич и Ребич, в каждом моменте попадал под прессинг Джордан Пикфорд. Во втором тайме хорватский план ввёл англичан в панику. Пока у Англии была контригра, она пользовалась слабостями соперника.
Именно Иван Ракитич заслужил массу критики после полуфинала по двум причинам:
1. Система прессинга Хорватии дополнительно подчеркнула проблемы Ракитича в игре без мяча. Если Лука Модрич был разгружен от оборонительной работы, то Ракитич должен был помогать Брозовичу, особенно при атаках Англии через фланг Врсалько. Брозович смещался направо, и от Ракитича требовался только верный выбор позиции на подстраховке. Однако Ракитич опаздывал в свою зону, неоднократно оставляя центр открытым.
Пример: Англия бросает аут с левого фланга. Брозович насыщает зону. Ракитич должен страховать Брозовича хотя бы на одной горизонтальной линии, ещё лучше – уплотнять зону рядом с ним. Вместо этого он даёт англичанам свободу в центре
2. Ракитич выполнял только часть тренерского задания. Помимо агрессивного прессинга по Кайлу Уокеру, хавбек «Барселоны» явно должен был персонально следить за Джесси Лингардом – одним из лучших игроков этой сборной Англии по поиску пространства. Ракитич завалил миссию. Он редко встречался с Лингардом в единоборствах (всего дважды, обе попытки выиграл), но важнее, что в каждом из острых моментов с участием Лингарда Ракитич недоработал или не прочитал эпизод.
Вот ситуация перед пасом Лингарда вразрез на Кейна, когда хорватов от второго гола спасло чудо. Страхуя Брозовича, Ракитич должен перекрывать в своей зоне хоть кого-то из игроков в «зоне 14» – или Стерлинга, или Лингарда. Причём велика вероятность, что правильным выбором позиции Ракитич разбил бы оба варианта. Вместо этого Иван сделал шаг ОТ штрафной в момент паса Алли на Лингарда.
Ещё один момент Англии (кстати, после длинной передачи): Лингард открывается на радиусе в одиночестве, а Ракитич застревает в полупозиции и даёт сделать нужный пас, резко обостряющий ситуацию. Мог ли Иван ориентироваться на Кейна перед штрафной? Возможно, но это странно, учитывая ориентировку Ракитича по Лингарду.
Тактические проблемы похожего сходства часто возникали у Ракитича и в «Барселоне». В минувшем сезоне, когда каталонцы перестроились на расстановку 4-4-2, Ракитич тоже допускал моменты, когда слишком агрессивно включался в прессинг и открывал пространство за спиной. Ещё тяжелее Ракитичу было выходить справа – он слишком вжимался в центр, не контролировал забегания себе за спину и плохо выбирал позицию. Как и Модрич, Ракитич чувствует себя комфортнее с более атакующими задачами, но в современном футболе сборных разгрузить от работы без мяча двух таких игроков невозможно. И это усложняет жизнь Ракитичу.
Слабость Ракитича без мяча не отменяет его важность при хорватском контроле мяча. После быстрого гола Триппьера Англия перешла на компактный блок, сосредоточенный в центре, а Хорватия перешла к привычному стилю контроля – где Ловрен делает много длинных передач в борьбу, а Модрич и Ракитич закидывают передачи на фланги. Через центр Хорватия провела всего 14,6% атак. Крайние защитники, Стринич, Врсалько и Пиварич, на троих сделали 17 навесов. Более склонный к фланговой активности, чем Ребич, Перишич добавил ещё 9 кроссов. При фланговых атаках стратегия Далича – изначально выгодная. Если команда правильно готовит атаку, в штрафной у неё возникают сразу три габаритных игрока атаки – Ребич, Манджукич и Перишич, менее мощный, но отлично играющий головой.
Главным способом доставки мяча на фланги стали диагонали на дальний фланг. В стартовые 15-20 минут Ракитич был слаб и в этом компоненте (пара передач на Врсалько в аут), но затем прибавил. За счёт диагоналей англичан удавалось растягивать, создавать на флангах благоприятные условия для навеса – чаще всего Врсалько и Стринича встречали 1v1. Врсалько регулярно ловил такие диагонали справа от Ракитича и Модрича. Правда, защитник «Атлетико» сделал всего 1 точный навес с 9 попыток, но все запомнят единственную успешную.
Голевая атака Хорватии объясняет и план Саутгейта, и план Далича. Тренер англичан поставил на максимальную плотность и насыщение центральной зоны – в момент диагонали Ракитича на свою треть поля садится Стерлинг, до гола так делал Кейн. Хорваты насыщали штрафную и пытались использовать плотность Англии как своё преимущество. Во-первых, так было проще доводить мяч на фланги. Во-вторых, для Врсалько пространство расчищал Анте Ребич, открывающийся в позиционных атаках, как нападающий, а не инсайд (как Ребич и играет в обычном режиме). Он стягивает на себя Янга, Манджукич стягивает на себя сразу двоих – и чтобы помешать навесу Врсалько, нужно слишком быстро перестроиться и разобрать игроков заново.
Слева Хорватия использовала другой план. Левые защитники, Стринич и Пиварич, тоже навешивали в штрафную, но чаще Перишич открывался под пас из центра и играл за счёт подключений защитников. Как это работает: Перишич получает мяч, дожидается включения Пиварича, и тогда Хорватия часто получает ситуацию 2v1 (Лингард часто догонял такие эпизоды, но его позиция давала «клетчатым» больше времени на решение). Конкретной стратегии у Триппьера нет. Выброситься на Перишича – значит, открыть зону крайнему защитнику. Переориентироваться на Пиварича – дать свободу Перишичу. Когда Хорватия забила второй мяч, Триппьер агрессивнее накрывал Перишича и ожидаемо получал передачи в свою зону.
Это делает Хорватию нетипичной командой в плане тактики. Главный план против большинства команд на ЧМ-2018 – грамотно перекрыть центр. Англия добилась этого, не допустила опасных комбинаций через центр, но полностью нейтрализовать Модрича и Ракитича нельзя. Хорваты, пожалуй, лучше всех из восьмёрки сильнейших команд чемпионата мира пользовались своими флангами. В финале этот фактор тоже может стать ключевым.
Восприятие Ивана Перишича как прямолинейного бегунка убивает – Кока обладает слишком большим диапазоном функций, чтобы получать такую оценку. Матч с Англией стоит записать для всех хейтеров Перишича – он приносил пользу, не концентрируясь на одном аспекте игры. В первом тайме, когда Хорватия, по словам инсайда, была медленной, Перишич много помогал команде черновой работой. Смещаясь ближе к полуфлангу при длинных передачах англичан, Перишич иногда маскировал провалы хорватов в прессинге. Однажды подстраховал Стринича, когда левый защитник бросился на подстраховку Ракитича, и прервал прострел во вратарскую. Сопровождал Триппьера при подключениях вперёд. И сам резко ускорялся в свободные зоны, как только Хорватия отбирала мяч.
(Кстати, скриншот тоже немного говорит о качестве игры Хорватии без мяча)
При этом атакующий вклад Перишича в первом тайме был низок – два необязательных дальних удара, сорвавшие потенциальное продолжение атаки, и три неточных навеса. Кока прибавил во втором тайме. Отлично забежал под навес Врсалько, опередив Кайла Уокера, попал в штангу после своего же удачного подбора.
Часто к Перишичу много претензий за работу без мяча. Но против Англии он сыграл отлично. В серии эпизодов страховал Ракитича, когда Иван включал прессинг-агрессора. Сделал 3 успешных отбора. Агрессивно включался в прессинг после перерыва, провоцируя панику у Пикфорда (и возможно, у Златко Далича тоже, хотя Перишич не оголял тылы своими включениями). Отлично собирал подборы после невынужденных ошибок англичан – так, в моменте, когда Перишич попал в штангу, Иван внимательно последил за эпизодом и резко ускорился, когда понял, что можно поймать удачный отскок. В первом тайме у Перишича тоже был один перехват паса Пикфорда, и тогда Иван тоже быстро разобрался – закинул мяч в штрафную Ракитичу.
И всё это – помимо стандартно большого объёма борьбы, верховых единоборств и работы в штрафной в качестве нападающего. Как замыкающий кроссы с правого фланга на дальней штанге Иван Перишич вырос ещё в «Брюгге» и сохранил навыки в других командах. Его гол Англии – отражение его отточенного навыка.
Против Англии Лука Модрич выдал наименьшее для себя количество передач в плей-офф чемпионата мира (71), сделал всего два острых паса, но всё равно провёл очень сильный матч. Мы привыкли, что тактическая роль Модрича регулируется в каждой игре, но со стадиона выглядело, что Лука сам изменил свои задачи по ходу матча. Капитан хорватов начинал выше Брозовича и Ракитича, близко к позиции «десятки», но после гола Триппьера и плотного прессинга Джордана Хендерсона перестроился – минуте к 15-й.
Модрич опустился к центральному кругу и взялся за управление атаками Хорватии оттуда. Он выбирал между резкими диагоналями на фланги, Врсалько или Стриничу, и простыми передачами для Брозовича, находившегося в более выгодной позиции. Модрич получал мяч даже внутри прессинг-пятиугольников и правильно двигал мяч оттуда. Он был неудержим.
Два факта, которыми хочется поделиться после живого наблюдения за Лукой Модричем. Во-первых, получая мяч в центральном круге, он тратил максимум 2 касания на следующий пас, что обеспечило Хорватии быструю циркуляцию мяча. Во-вторых, Модрич на такой скорости всегда находил более свободную зону, откуда раскрутить атаку проще. Космический игрок.
1 удар в створ за матч, и тот со штрафного от Кирана Триппьера, когда вратарь мог сыграть лучше – отличное доказательство, что атака Англии… хм… не тянет на уровень финала чемпионата мира. В финал ЧМ по стандартам Англия вышла бы обязательно, они снова стали козырем команды. Более того, сила англичан наложилась на проблему хорватов – они испытывают сложности с оборонительными стандартами на всей дистанции турнира. Златко Далич на протяжении турнира мечется, выбирая правильную стратегию между чистой зонной защитой и зонно-персональной с уклоном в «зону». Так Далич сыграл и с Англией, и это принесло хорватам тактические проблемы.
Если не считать штрафного Триппьера, свои лучшие моменты со стандартов Англия создала, нанося удары из зон, неконтролируемых или плохо контролируемых хорватами. Магуайр бил чуть дальше 11-метровой отметки, и эту зону хорваты не защищают – Домагой Вида реагировал на навес уже с опозданием. Был ещё и удар Стоунса головой после подачи углового, когда Врсалько выбил мяч за лицевую. Тогда Англия тоже воспользовалась недостатком зонно-персональной опеки: отвлекла тех, кто защищался персонально, и расчистила пространство для Стоунса.
Стандарты Гарета Саутгейта в полном порядке – и это едва ли не единственное, что у Англии в таком порядке.
Самый критикуемый футболист сборной Англии весь плей-офф доказывает, насколько он важен. Структура игры англичан после гола и примерно до 35-й минуты помогала это понять: на рывках Рахим Стерлинг мучил Виду, заставляя его включать мощное ускорение даже при большой форе, и обгонял Ловрена, тоже имея отставание от него на несколько метров. Хорватская система прессинга, с большими свободными коридорами, отлично подошла Стерлингу – он собрал на себе два фола Ловрена на жёлтую карточку (Ловрен не увидел ни одной – Джюнейт Чакыр сломался) и сделал 3 удачных обводки.
Да, Стерлинг лишь однажды пробил по воротам, но никто не дал такой объём рывковой работы, забеганий за спины защитникам, с фланга в центр, как Рахим. Он много забегал за спину Стриничу, цеплялся за мяч и сохранял его для команды, если сразу после забегания на него в подкате не вылетал Вида. Иногда пытался придумать что-то оригинальное, как закидушка на ход Триппьеру ниже. Если критика в адрес Стерлинга строится только на забитых мячах, грош цена такой критике – Рашфорд, вышедший на похожую роль форварда-движка, полностью провалил свой отрезок.
1. Среди ваших друзей Гарри Кейн официально наиграл на 10 «покорителей осасун» из 10. От него действительно можно было ждать большего, и в подыгрыше, и в завершении. Против Хорватии Кейн снова запорол двойной момент, но вместе с этим выдал несколько хороших эпизодов в подыгрыше – забрасывал мяч на ход Стерлингу, раскручивал быстрый переход из обороны в атаку, в серии моментов грамотно сработал как таргетмен для того же Стерлинга. Да, такие моменты почти целиком уместились в один тайм (потом была только одна почти прошедшая проникающая передача на Лингарда). Но даже это не делает матч Кейна непременно слабым.
2. Будущее сборной Англии – за Джесси Лингардом. Он тоже не был слишком заметен на чемпионате мира, но серией лазерных передач и классных открываний откупался за свою незаметность в больших цельных отрезках матчей. Пас вразрез Кейну, открывание под удар в «зоне 14», открывание под пас Кейна в концовке – все три вещи космического качества. Да, иногда я готов хвалить игрока за три действия, если они сделаны очень умно.
3. Отличный матч Домагоя Виды, который всё равно проигнорируют из-за политоты и политиканов. В билд-апе Хорватии Вида делал максимально простые решения, переадресуя мяч Стриничу или Ракитичу. А при атаках «клетчатых» – отлично разбирался на выборе позиции. Вчистую съел вышедшего на замену Рашфорда, выиграв 5 единоборств из 5. Рядом с Деяном Ловреном отличный защитник – надо только смотреть на его футбольные качества.