Франция — Хорватия. Тотальный разбор | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Франция — Хорватия. Тотальный разбор — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Матчи
Прочие лиги
16 июля 2018, 11:01
16 июля 2018, 11:01
Франция — Хорватия. Тотальный разбор
Сергей Титов анализирует финал чемпионата мира.
Содержание
01Стринич против Мбаппе – главный микроматч финала
02Модрич – отдельно от билд-апа Хорватии
03Полный провал Н’Голо Канте
04Жиру – теневой герой победы в финале
05Варан и Умтити замаскировали слабости Франции без мяча
06Лучший полузащитник Хорватии вчера – Брозович
07Субашич в воротах – ошибка тренерского штаба
083-3-4 Хорватии: логично, но загублено индивидуализмом

Стринич против Мбаппе – главный микроматч финала

Идея нейтрализации лучшего янгстера ЧМ от Златко Далича: если Килиан Мбаппе крут на ускорениях, надо мешать ему ускориться. Нейтрализатором выступил Иван Стринич. Тактика «Сампдории» Марко Джампаоло требует от крайних защитников высоко включаться в прессинг в момент приёма мяча, так что в финале Стринич отчасти дублировал свои клубные задачи. Левый защитник хорватов включался, как только Мбаппе получал мяч в статике, высоко накрывал его и мешал разогнаться сквозь свою зону.

Стринич отлично справился со своей задачей в первом тайме. Статистическое отражение тезиса – левый защитник 4 раза агрессивно встречал Мбаппе в средней трети, допустил лишь 2 удачных обводки против себя, одна из которых перед штрафной Льориса. А сам Мбаппе, если считать касания в чужой трети в центре и полуфлангах, коснулся мяча в нужных зонах лишь трижды.

После перерыва Стринич проиграл микроматч вчистую – зона единоборств переместилась в хорватскую треть, а в указанных выше зонах Мбаппе сделал уже 7 касаний за тайм вместо 3. Главная причина – сам Стринич не выдержал скорости Мбаппе. Левый защитник либо дышал Килиану в спину, либо передавал француза Виде при резких ускорениях атаки Франции.

Побочная причина – французы изменили систему доставки мяча. Большую часть первого тайма мяч грузился в центр, в том числе при свободных зонах. Гризманн при таких забросах открывался выше Жиру, а Мбаппе выглядел чужим и получил подобный заброс лишь однажды. Во втором тайме резких передач под рывки Мбаппе в зону Стринича стало больше, Погба начал осознанно кидать мяч из глубины на скорость. Здесь Килиан проявил себя, как чит-код: был первым на мяче, даже когда проигрывал Стриничу 3-4 метра в начале рывка. Если Мбаппе уже в момент паса занимал выигрышную позицию – за мяч можно было не бороться.

Первый тайм Стринич выиграл у Мбаппе вчистую – включения в прессинге даже вторичны. Мбаппе – самый освобождённый от оборонительной работы в сборной Франции, и по «ПСЖ» кажется, что проблемы Килиана скорее в непонимании, как играть без мяча, чем в лени. У Дешама Мбаппе на дистанции всего ЧМ часто сваливался в полуфланг даже при атаках соперника левым флангом, не контролируя рывки по флангу. Ещё тяжелее для Мбаппе защищаться против переводов из центра, перегрузов, быстро комбинирующих игроков.

Хорваты использовали проблемы Мбаппе без мяча, загружая фланг диагоналями и создавая ситуации 2v1 и 2v2 на чужой трети. Стринич открывался за спину Мбаппе и, получая мяч, разыгрывал его накоротке с Перишичем. Их связка доминировала на фланге Мбаппе-Павара весь первый тайм, и сообща они придумали один из лучших моментов Хорватии с игры – навес на 11-метровую отметку, откуда Ребич пробил в толпу защитников.

Модрич – отдельно от билд-апа Хорватии

Златко Далич подстраивал стратегию билд-апа под каждого соперника Хорватии, и структура с тремя игроками над нижней линией всегда выглядела сильнее. В 2-3 «клетчатые» правильно двигали мяч, используя Ракитича, Брозовича и Модрича в равных правах, а в матчах против Нигерии и России, когда Брозович не выходил в старте, структура 1-3 всегда работала лучше 3-1 (при второй вариации достаточно было прилепить персонального опекуна к Модричу). В финале Далич придумал гибридный вариант – выпустил Брозовича, но конструировал атаки через билд-ап 1-3, где Вида был нижним игроком, Ракитич левее, Ловрен правее, Брозович выше по центру.

Прессинг французов делал такую стратегию рабочей. Гризманн и Жиру перекрывали 1-2 игроков из верхней тройки, но прессинговали недостаточно интенсивно, давая время на поиск решения и пас в свободный канал, через который легче потащить мяч вперёд. На Ракитича был персонально ориентирован Погба, летевший на хорвата в момент паса на него, но при таком давлении Ракитич почти не отдавал домой на своей половине поля, играя поперёк или на фланг. Передач назад со своей половины – всего 4.

Лука Модрич работал отдельно от билд-апа – он помогал структуре смещениями чуть глубже, но не был её полноценным участником. Модрич ожидаемо искал мяч в правом полуфланге, как в матчах с Данией и Россией, и продлевал атаки дальнейшими передачами на Врсалько. Он накрывался то Гризманном, то Канте и был предсказуем в позиционных атаках, снова играя на Врсалько. Хорваты осознанно делали так, чтобы Модрич получал мяч в позиции выше билд-апа и доводил мяч до правого фланга, где Врсалько создавал ширину. Подтверждающая тезис статистика – связи передач: Модрич чаще всего получал мяч от Брозовича (23 паса), а сам отдавал чаще всего на Врсалько (18). Так что подобный розыгрыш выглядит привычным.

Главная проблема хорватского билд-апа в целом – отсутствие вариантов в центре, когда Ракитич, Брозович и Модрич получали свободу. Атакующая тройка Хорватии нацелена на ловлю лонг-боллов, а единственный игрок, классно ломающий линии открываниями – Андрей Крамарич – логично остался в запасе. Плохая организация Франции без мяча в первом тайме несколько раз позволяла Ракитичу и Модричу обострять из полуфланга проникающими передачами под штрафную или в «зону 14». Плохое насыщение Хорватией фланговых зон нивелировало тактическую проблему соперника.

Вот один из серии подобных эпизодов в матче и типичный для Хорватии вообще на ЧМ-2018. Ракитич спокойно тащит мяч со своей половины без прессинга, Погба поднимается его встречать и не успевает при правильном тайминге паса и правильном открывании. Однако в потенциальных каналах, где можно было открыться под Ракитича, не было никого. В таких моментах хорваты почему-то сохраняли ставку на верховые забросы.

Полный провал Н’Голо Канте

Никогда раньше не видел, чтобы Н’Голо Канте был слабейшим полевым игроком на обе команды. Обычно Канте выжигает всё поле по горизонтали и сохраняет интенсивность в жёстком графике, но против Хорватии он поплыл во всём. Ошибался тактически, переключался со своей задачи на чужие, допускал неоправданные фолы, а после жёлтой карточки стал зефиркой и убирал руки при вероятных контактах. Такой Канте – провал и гарантированно упущенные нити игры: в сборной Франции он всегда работает за двоих.

Канте ожидаемо получил персональную ориентировку по Луке Модричу, который создавал численный перевес в правом полуфланге. Француз полностью завалил свою миссию – он играл против лидера Хорватии слишком плотно и негибко, когда «клетчатые» начинали атаки через билд-ап, но неоднократно с запозданием реагировал на открывания Модрича за спину. Жёлтая карточка, после которой Канте окончательно расклеился – следствие и жёсткой ориентировки по Модричу, и неожиданно слабой концентрации опорника. Он опекал Модрича, но проспал и скидку в свою зону, и забегание туда Модрича. Мысль, что Канте понадеялся на Умтити, выглядит странно – в таких моментах он всегда рассчитывает на себя.

В начале второго тайма хорваты осознанно разматывали именно Канте. За полминуты Н’Голо успел слишком мягко сыграть против Марсело Брозовича, никак не среагировав на его передачу, стать жертвой контрпрессинга Марио Манджукича, сразу после этого броситься на Модрича и получить пас вразрез в свою зону – опять же на Манджукича. Кроме того, в одном из стыков с Модричем, когда француза обыграли похожим образом, Канте убрал руки. Так защищать центр поля нельзя, тем более в статусе лучшего опорного хавбека всей планеты.

Достаточно ранняя замена Канте на Стивена Н’Зонзи, на 55-й минуте, подсбила темп хорватам и приблизила команду Дешама к стандартному стилю. Н’Зонзи – чуть менее интенсивный опорный хав, чем Канте, но тоже выжигающий двигательной активностью, правильным выбором позиции и жёстким отбором. Он встречал Модрича так, как и требовалось от Канте изначально – примерно в двух метрах от игрока, в подготовленном положении сразу после создания необходимой дистанции, с перекрытыми вариантами через полуфланг (обязательно) и центр (часто). Так что замена опорника на опорника почти спасла Францию.

Жиру – теневой герой победы в финале

Форсить 0 ударов в створ Оливье Жиру за чемпионат мира – плохой тон, не надо так. Жиру – нападающий, оценка которого вообще не должна основываться на ударах и голах. Антонио Конте, приглашавший Жиру в «Челси», считает, что вокруг таких нападающих можно строить игру. Граф ценил мощь француза, умение цепляться за длинные передачи, оттягивать внимание защитников и командность. Похожие добродетели Жиру нахваливал Дешам. После четвертьфинала он защищал Оливье от несправедливой критики: «Да, форварду нужно забивать, но Оливье вносит баланс в наш футбол и оттягивает на себя защитников, развязывая руки Мбаппе и Гризманну». После полуфинала – хвалил Жиру за работу в прессинге.

В финале Жиру снова не забил и снова был гиперполезен. Пожалуйста, оценивайте Оливье по второму критерию. Причин достаточно:

1. Жиру отлично выполняет задачи таргетмена. И в полуфинале, и в финале главную пасовую связь сборной Франции образовывали Жиру и Уго Льорис. В «Лужниках» форвард получил 13 передач от вратаря – это исчерпывающе говорит о стиле Дидье Дешама. При этом Жиру грамотно открывался под длинные передачи Льориса, борясь не с центральными защитниками, а с Модричем или Брозовичем. Умно скидывал мяч на подбор, в первую очередь Гризманну. Лишь однажды Жиру мог скинуть на подбор лучше – на 15-й минуте, когда Павар свалился за мячом в центр и открыл зону для рывка Перишича. В остальных эпизодах всё делал зряче и правильно.

Идеальный вариант: под скидку Жиру подстраиваются и Гризманн, и Мбаппе

2. Теряя мячи, Жиру настроен на контрпрессинг и на максимально резкий отбор. Такие эпизоды обычно минимально влияют на рисунок матча, в случае с отбором Жиру на 16-й минуте это не так. Франция ВПЕРВЫЕ в матче совершила успешный отбор на чужой трети поля и создала новую волну позиционной атаки. А потом – ещё одну, в которой Антуан Гризманн заработал штрафной. Влияние Жиру на первый гол выглядит ну о-о-очень косвенным, однако именно его отбор позволил Франции провести первую многоволновую атаку, сразу трансформированную в гол. Для команды, реализующей моменты с нереальным цинизмом (единственный явный голевой вчера – обсуждаемый пенальти за руку Перишича), это очень важно.

3. Даже не успевая бороться за отскок, Жиру навязывал борьбу. Это косвенный фактор ещё одного гола, четвёртого. Оливье полетел за очередным беспорядочным лонг-боллом, от Павара, добежал до Домагоя Виды, и спровоцировал ошибку, включаясь в единоборство в последний миг. Вида сыграл мяч головой, не думая об отскоке (это его слабейшая сторона), а подбор выиграл Матюиди.

Дальше была отличная атака с серией передач справа налево и классными финтами Люка Эрнандеса, но всё началось с длинного выноса и навязанной Жиру борьбы. А, ещё перед ударом Мбаппе был классно отвлечён Ловрен. Да вы и так правильно поняли, кто его отвлёк.

4. Объём оборонительной работы Жиру восхищает. Он опускался на подборы после навесов к своей штрафной уже на 9-й минуте и работал на своей трети поля, когда Франция глубоко защищалась. Его движение в прессинге ещё можно прокачивать, но стремление помогать защите так низко – только хвалить. 4 подбора на своей половине, 3 попытки отбора. Отличная работа над защитой счёта в финале ЧМ.

Более креативный Гризманн и освобождённый от работы без мяча Мбаппе не были бы настолько продуктивны на ЧМ-2018 без Жиру. Очевидный факт для всех, кто не оценивает нападающих по голам.

Варан и Умтити замаскировали слабости Франции без мяча

Признать, что Франция заслужила победу игрой на протяжении всего матча, может только упёртый британец вроде Грэма Сунесса. Майкл Кокс, комментируя его точку зрения, вспоминал, что перед матчем с «Челси» Жозе Моуринью Сунесс назвал тактику уделом школьных учителей. Хорватия была лучше в организации игры в первые 55-60 минут матча, хотя не пользовалась тактическими проблемами Франции в полной мере. XG-статистика игры намекает на счёт 0:0 в основное время, так что лучше о матче расскажут проникающие передачи в глубокие и «очень глубокие» зоны. Преимущество хорватов в каждом из компонентов – пугающее: 25-7 и 13-1.

Из-за провала фланга Павара (недоработки Мбаппе, вызывавшие достаточно свободы для Перишича) и полного краха Канте большая нагрузка легла на центральных защитников. Оба справились блестяще. Рафаэль Варан лишь однажды за матч заставил усомниться в том, кто лучший центральный защитник ЧМ-2018 – когда подарил мяч Марио Манджукичу под прессингом в начале второго тайма. Когда впервые провалился Павар, Варан идеально выдержал дистанцию с Перишичем, прочитал финты и съел его. А его чтение игры оказалось важнее физики: Варан сделал 8 перехватов и всего один отбор. Среди перехваченных передач – от Перишича, после которой Варан отдал Гризманну под зарабатывание голевого штрафного, и на Перишича в начале второго тайма. Если бы не Варан, Франция получила бы выход 1 на 1.

Работа Умтити не так бросалась в глаза – он играл в менее проблемной, плотно набитой зоне, но по перехватам он даже уделал Варана (10). Разница скорее в качестве игры разных флангов Франции. Левый вчера отыграл без мяча сильнее, чем правый.

Лучший полузащитник Хорватии вчера – Брозович

Вешать на плечи Марсело Брозовича провалы центра поля Хорватии во втором тайме неправильно. Когда забивал Погба, Брозович полетел на блок первого удара и остался вне эпизода перед повторным ударом – но в похожей ситуации оказался и Модрич. Гол Мбаппе случился не из-за Брозовича, сместившегося на фланг, а из-за тактической авантюры хорватов. Они перешли на более агрессивный прессинг в расстановке 4-1-4-1, верхнюю четвёрку ожидаемо отрезали, Брозович ожидаемо сместился к мячу. А следующим пасом вскрыли опорную зону. Но это проблема командной тактики, а не одного игрока.

Брозович получает внезапный титул лучшего хавбека Хорватии (только в финале) за разносторонность действий, свойственную Луке Модричу. В финале Модрич впервые был нацелен на конкретные функции и не менял их резко, как в предыдущих матчах. Брозович же успел с подготовкой фланговых атак для Модрича и Врсалько, красиво разбивал прессинг французов – прокинутый в «домик» Погба мяч в 25 метрах от ворот выглядел мощно. Сам строил контрпрессинг. В концовке, когда команда почти в полном составе потеряла надежду – пытался протащить мяч сквозь линии на дриблинге.

Перфоманс Брозовича, пожалуй, не выглядит выдающимся. Он сделал больше передач, чем Ракитич и Модрич, но выбил меньший Packing и Impect. Однако из тройки хорватских полузащитников именно Брозович стал в конкретный вечер самым вариативным.

Субашич в воротах – ошибка тренерского штаба

Антуан Гризманн сказал журналистам, что использовал секретное оружие перед пробитием пенальти. Похоже, секретное оружие – банальное изучение состава соперников и их проблем со здоровьем. Вратарь хорватов Даниэль Субашич потянул заднюю поверхность правого бедра ещё в четвертьфинале с Россией, и уже тогда в серии пенальти было заметно, как тяжело Субашичу отталкиваться с правой ноги. Скорее всего, Субашич консультировался с Даличем и тренером вратарей Драженом Ладичем, но решил героически доиграть до финиша.

Полуфинал с Англией уже намекнул, что ставка на Субашича – ошибка: вратарь не потащил удар Триппьера со штрафного ещё и из-за плохого прыжка. Это был единственный удар Англии в створ за матч. Французы изучили больное место Субашича и явно били ему под правую сторону. Посмотрите на реакцию вратаря, когда ему забивают Погба и Мбаппе – несложные удары вводят Субашича в панику, он не может полноценно прыгнуть за мячом. Травма ему мешала.

Далич грамотно ротировал и подстраивал состав по ходу турнира, но Субашича наградил лишним доверием. Странно, что тренер так и не заменил вратаря, особенно с учётом сильного матча его сменщика – Ловре Калинича – против Исландии в группе.

3-3-4 Хорватии: логично, но загублено индивидуализмом

Идея Златко Далича по организации финального штурма – интересная и логичная, хотя уверен, что Далич её не наигрывал. Корентен Толиссо, выйдя на замену вместо Матюиди, играл против Врсалько строже и шире. Выпустив Марко Пьяцу вместо Стринича, Далич добавил на фланг Толиссо полноценного инсайда, а Врсалько своими подключениями дополнял Пьяцу – начинал рывки с места правого центрального защитника и ускорялся до финальной трети.

Изначально Толиссо работал против сдвоенного правого фланга чуть ниже. Когда Пьяца плохо обработал мяч после умной диагонали Крамарича из-за штрафной, Толиссо насыщал линию обороны как пятый защитник. Хавбек «Баварии» перестроился через 3 минуты после момента – начал встречать персонально Врсалько выше, а Пьяцу оставил 1v1 против Люка Эрнандеса.

Такое решение могло разбить низкую оборону Франции, но:

1. Люка Эрнандес образцово выполнил man-oriented-установку по Пьяце, не бросая его даже при смещениях в центр,

2. Врсалько очень непродуктивно провёл концовку. Игнорировал забегания Модрича в полуфланг, тоже типичные для этой сборной Хорватии (например, в моменте на скриншоте выше такой вариант можно попробовать). Слишком вжимался во фланг, давая догнать себя Толиссо. Когда мог свободно забежать в штрафную по краю, проигнорировал разрезающий пас Пьяцы.

Было заметно, что Шиме Врсалько скис, когда Хорватия потеряла шансы на успех – дважды бездумно бил из-за штрафной вместо развития атаки через пас, психанул в добавленное время, грубо врезав по ногам Гризманну. Это тоже важный урок – план финального штурма через правый фланг был логичен, учитывая качества Врсалько, но к переходу на 3-3-4 Шиме мысленно закончил матч.

Как и почти вся сборная Хорватии. Но это была славная охота.