Разгром в Дортмунде – исторический для Диего Симеоне. Он никогда ранее в тренерской карьере не проигрывал в 4 мяча, а «Атлетико» не пропускал столько за один матч с декабря 2012-го, когда крупно уступил «Барселоне» (1:4). Счёт матча нужно оценивать осторожно, он слишком медовый для «Боруссии» – уже не впервые при Люсьене Фавре Дортмунд оверперформит в концовках, когда появляется больше пространства для контратак. Карта ударов подтверждает тезис. «Боруссия» нанесла 5 ударов из dangerzone («Атлетико» – 8), но 3 последних удара из 5 – голы Геррейру и Санчо.
Счёт матча несправедлив, но логичен и отражает качество работы Люсьена Фавра. После позднего Клоппа, Тухеля и Боша «Боруссии» требовался тренер, который откатит стиль и тактику до чемпионских команд Клоппа. Дортмунд-2010-13 был самым сбалансированным за последние годы, гегенпрессинг не перерастал в суицидальный прессинг с 8 игроками на чужой трети, игра соперников грамотно выжималась во фланги. Матч с «Баварией» Луи ван Гала, открывший «Боруссии» дорогу к первому чемпионству – доказательство, что команда Клоппа умела закрыться, нацелиться на контратаки и забетонировать центр так, чтобы Мюллер снабжался мячом в два раза реже, чем фланговые защитники.
Эта «Боруссия» использует похожие идеи, которые наслаиваются на тактическую магию Фавра – его команды часто доставляют мяч в глубокие зоны и конвертируют доставку в голы. К философии Клоппа проект Фавра намного ближе, чем проект Тухеля и Боша, и это помогло разбить самую качественную команду Европы без мяча.
Фавр сохранил структуру без мяча, которую использует в Бундеслиге – 4-4-1-1. Так обозначать правильнее, чем 4-4-2: Ройс и Гётце часто выстраивались в одну линию прессинга, но выполняли разные функции. Когда «Атлетико» начинал атаки через центральных защитников, Ройс располагался выше и перекрывал пространство владеющему мячом – по возможности блокировал не только пас вперёд, но и разворот атаки через другого ЦЗ. Гётце работал ниже, в основном по перемещениям опорника. Так «Боруссия» располагалась большую часть матча, хотя изначально Гётце и Ройс выполняли полярные роли.
Ройс в качестве поддерживающего прессинг, а не первого прессингующего – более привычный вариант для Фавра, но по ходу игры тренер «Боруссии» поменял задачи атакующих игроков. Во-первых, Гётце лучше заполняет зоны на своей трети – это понадобилось, чтобы противостоять фланговой игре «Атлетико». Во-вторых, Ройс теряет концентрацию против подвижных опорников в качестве поддерживающего стартовый прессинг, плохо перекрывает линии передач. Самый показательный матч – с «Аугсбургом», когда Ройса замучил динамичный Даниэль Байер. Против «Атлетико» Ройс тоже не всегда справлялся с задачами, позволяя выходить из-под прессинга.
Когда первая линия прессинга «Боруссии» работала качественно, атаки «Атлетико» удавалось глушить. Гётце и Ройс провоцировали Година на передачи Люка Эрнандесу, открытого под него Сауля брали в бутерброд Гётце и Делейни, оставались только длинная передача или пас во фланг Филипе Луису – тогда в прессинг включался Пулишич. Даже откатить атаку назад при такой ловушке было проблематично, из вариантов оставались только лонг-болл или вертикальный пас по флангу. «Атлетико» сам очень любит ловить соперников в подобных ловушках.
В стартовом отрезке, когда «Атлетико» контролировал мяч чуть больше хозяев, испанцы насыщали левый фланг – как для выхода из-под прессинга, так и в позиционных атаках. Симеоне выбрал зону Лукаша Пищека как самую уязвимую: при фланговых ловушках Луис пасовал вперёд по флангу, на Коке/Лемара, они вытаскивали высоко Пищека и пытались отрезать его первым касанием. Если Пищек подключался в атаку, а «Боруссия» теряла мяч, мадридцы тоже грузили мяч в зону Лукаша – он медленно перестраивался.
В таком плане «Атлетико» ключевую роль играет движение Антуана Гризманна. Он тоже быстро адаптировался к слабостям защиты «Боруссии» – создавал численное преимущество в зоне Пищека, когда Луис владел мячом в позиционной атаке, открывался за спиной Пищека в переходной фазе. Дортмунд ничего не получил из таких моментов, потому что Лукаша отлично страховал Диалло – быстро выбрасывался и выжимал владеющего мячом к боковой/лицевой.
К середине первого тайма «Боруссия» окончательно адаптировалась к атакам «Атлетико». Изменилась позиция Пулишича – теперь на своей трети он встречал игроков АТМД вплотную к боковой линии, а не после смещения из полуфланга. Если мадридцы атаковали большими силами, к правому флангу опускался ещё и Гётце. Плюс Диалло и Делейни движением грамотно создавали плотность. Если в дебютных отрезках «Атлетико» удавалось хотя бы отрезать Пищека проникающими передачами и добираться до боковой линии штрафной, то с середины первого тайма «Боруссия» заблокировала сопернику даже это. Единственный момент до перерыва «Атлетико» создал после диагонали на ход Гризманну (правда, из той же зоны Пищека-Пулишича).
Через центр «Атлетико» не создал совсем ничего. Сауля отрезали от остальной команды – он часто оказывался в шестиугольнике «Боруссии», перекрывавшем направление передач через центр, вдобавок линии передач на Сауля перекрывали Гётце и Ройс. Если же он вдруг получал мяч внутри плотного кольца, дортмундцы сжимались и накрывали игрока с мячом. Ничего необычного, но сработало эффективно: Сауль отдал всего 17 пасов за тайм. Меньше только у Гризманна (тоже перекрытого в центре, свободу он получал только во флангах), Косты и Облака.
Свободное пространство появилось у «Боруссии» только после гола. При 0:0 Люсьен Фавр расшатывал «Атлетико» через левый фланг и полуфланг (это стандартная конфигурация атак команды, а не заготовка под соперника). В одной зоне открывались все атакующие игроки – Брун Ларсен, Гётце, Ройс, Пулишич, а Хакими и Витсель расшатывали «Атлетико» передачами под открывания из глубины.
«Атлетико» очень компактно оборонялся и часто пресекал вскрытие зоны, но иногда Хакими и Витселю удавалась доставка мяча в зону между линиями. Передачи проходили в зону Тома Партея, не всегда удачно перекрывавшего линии передач. За его спиной мяч принимал Ройс, но центральные защитники вовремя глушили атаки соперника. Другой вариант проникновения в зоны – через рывки с мячом Хакими (о нём персонально ниже). Progressive runs защитников, даже центральных, активно эксплуатируются Фавром в Бундеслиге, но если оставить Хакими за скобками, против «Атлетико» был всего один – от Диалло в конце первого тайма. Причём после него «Боруссия» сразу получила острый момент.
Ситуация с голом Витселя, возможно, предугадывалась Фавром на тренировках. Во-первых, тренер, играющий против «Атлетико», точно осознаёт, что войти в штрафную мадридцев при 0:0 очень тяжело. Во-вторых, до гола Витсель нанёс один удар примерно с той же точки (правда, после контрпрессинга Хакими, а не после позиционной атаки). В-третьих, перед пасом Хакими под удар «Боруссия» насытила тройкой атакующих игроков правый фланг и создала ситуацию для передачи Пулишича в центр – такие комбинации Дортмунд завязывает не только в центре.
Внезапный фактор, поспособствовавший голу – «Атлетико» слишком забился в свою штрафную и не проконтролировал зону полукруга, где открылся Витсель. И Партей, и Сауль не накрыли удар бельгийца вовремя. Но когда Хакими получил мяч слева, игроки «Атлетико» подготовились к навесу в штрафную. Возможно, это тоже входило в план Фавра. Всё это мы можем только предполагать. Фавр любит вскрывать оборону соперника проникающими передачами в глубокие зоны, а «Атлетико» раскрыл их только после пропущенного гола – до этого мадридцы контролировали их, как обычно, качественно.
Стартовую 15-минутку второго тайма «Атлетико» провёл намного мощнее, чем до перерыва – 76% владения мячом, 5-0 по ударам. Главная причина резкого изменения рисунка игры – смена крена атак «Атлетико» с левого фланга на правый и изменение структуры. Симеоне перешёл на билд-ап 2-3 и пятёрку игроков на передней линии – благодаря этому Коке, Сауль и Хуанфран составили треугольник справа, а влияние Хуанфрана в атаке сильно увеличилось, он стал забегать под диагонали из глубины. Реализации плана «Атлетико» помогли позиционные ошибки Хакими (допускал забегания за спину) и Бруна Ларсена (не отрабатывал по Хуанфрану или играл недостаточно плотно).
Три подряд удара Сауля в стартовой 15-минутке тайма из одной зоны – чуть правее центра, с линии штрафной плюс-минус 2-3 метра – логичны: если оставить за скобками момент после стандарта, он пользовался недостаточной плотностью в левом фланге. Ещё из остроты был рывок Хуанфрана по флангу, когда защитник разобрался по дороге и с Бруном Ларсеном, и с Хакими – его прострел прервал Витсель. Один из ключевых алгоритмов доставки мяча вперёд – забросы в левый полуфланг на Диего Косту, обработка и перевод направо Хуанфрану. Так «Атлетико» и преодолевал стартовый прессинг, и бил в больное место.
На 63-й минуте Фавр выпустил Геррейру вместо Бруна Ларсена, и замена оказалась ключевой. Дело даже не в дубле португальца – при обороне Геррейру садился пятым защитником. Одновременно это позволило «Боруссии» и сохранить компактность, и утратить чувствительность к атакам «Атлетико» через фланг.
При этом Геррейру сыграл небезупречно. В первые 10 минут после выхода на замену он не создал большую плотность в зоне Хуанфрана, а просто подавил активность. Однако Хуанфран всё равно оставался свободен – Геррейру концентрировался на Корреа, а не на защитнике. Плотнее в зоне стало позже, после момента у Корреа, и это сыграло в моменте с третьим забитым голом. Результативную атаку начал именно Геррейру, включившись в отбор по Хуанфрану и накрыв его вместе с Гётце.
Влияние Ашрафа Хакими на игру «Боруссии» растёт, и в контексте конкретного матча с «Атлетико» важно выделить три аспекта влияния Хакими. Один из них – ожидаемый. При Фавре Дортмунд часто разыгрывает мяч в левом фланге, насыщая его большой группой игроков, а затем ищет быстрые способы доставки в центр. Против «Атлетико» такой розыгрыш слева – не только для создания свободных зон в построении соперника, но и для выхода из прессинг-ловушек.
Хакими идеально справился. Если верить цифрам Дастина Уорда, Хакими – с огромным отрывом лучший игрок текущего сезона Бундеслиги по количеству точных передач вперёд низом, отрезающих соперников, за 90 минут (больше 60, тогда как у ближайшего конкурента по лиге, Хальстенберга из «Лейпцига» – 40). Против «Атлетико» таких передач было значительно меньше (38), но позволило «Боруссии» и лично Хакими доминировать в зоне левого фланга/полуфланга.
Ещё две детали влияния Ашрафа – неожиданные:
1. Быстрые смещения в центр с сохранением мяча и дальнейшим ускорением. Не так много видел «Боруссию» в Бундеслиге, но в тех матчах, которые видел, Хакими не двигал мяч с фланга в центр на таких ускорениях. Против «Атлетико» такие рывки с мячом проходили неоднократно, причём по пути Хакими отыгрывал мяч Ройсу/Гётце, получал обратно в темп и продолжал атаку. Один такой проход Ашрафа кончился шансом Пулишича (первый острый момент в матче).
2. Три голевые передачи. Для крайнего защитника это вообще редкость, в Лиге чемпионов – особенно. Здесь ключевой фактор – отличный тайминг ускорений Хакими, правильный выбор зоны, куда ускоряться, правильная дистанция с защитником. И перед голом Геррейру, и перед голом Санчо Хакими порвал Хуанфрана своевременными ускорениями в идеальные точки. Дальше оставалось только замыкать.
Если Ашраф Хакими – явный царь матча, то Аксель Витсель – теневой. Против «Атлетико» Витсель отлично управлял игрой Дортмунда, и если формулировать его задачи коротко, они завязаны на создании численного перевеса в разных зонах. Слева он помогал Хакими в доставке мяча до атакующей четвёрки, справа – доставлял мяч для Пищека и Пулишича, когда Диего Коста не шёл прессинговать во фланг. При начале атаки Витсель открывался примерно в одной точке с Делейни, после чего в 1-2 касания раскидывал передачи на фланги. Во втором тайме Витсель помогал уже сзади – прерывал прострелы в штрафную, когда «Атлетико» вскрывал фланг Хакими, и резко возвращал мяч после приёма между линий.
При этом стандартные меры противодействия подобным игрокам против Витселя неэффективны. В середине первого тайма Симеоне привязал Гризманна к Витселю при билд-апе «Боруссии» – и «Атлетико» всё равно не избавил бельгийца от мяча, просто тогда Аксель шёл за мячом в зону Диего Косты или отклеивался от Гризманна движением к владеющему мячом. Под прессингом Витсель тоже отлично удерживал мяч.
Статистика подтверждает бешеный матч Акселя Витселя. Помимо 94% точных передач (лучший результат в «Боруссии»), Витсель допустил всего 3 потери – меньше допустили только Диалло и заменённый из-за травмы Делейни, 15 раз вернул «Боруссии» владение (лучший в команде), сделал 4 удачных отбора при 4 попытках. Жаль, что статистики километража Витселя нет в открытом доступе – чтобы совершить такой огромный объём работы, надо быть вообще везде.