Внезапная интерпретация хода игры от Хулена Лопетеги: «Мы смотрелись намного лучше в первом тайме и имели шанс вернуться в игру, но нам не повезло, а гол Суареса, сделавший счёт 3:1, убил нас окончательно». Признавать ошибки Лопетеги отказался, хотя полностью проиграл тактическую дуэль Эрнесто Вальверде.
Тактика приобрела повышенную важность в класико без Месси и Криштиану (меньше звёзд – больше чёткого командного рисунка), и Лопетеги в плане тактики явно готовился к «Барселоне», подобрал план под соперника. Две проблемы: а) команда очень слабо выполнила план, б) на «Камп Ноу» Лопетеги отказался от всех идей, практикуемых с момента назначения. Он ставит «Мадриду» игру в тотальный контроль, а в Каталонии принял тотальный контроль соперника – до первого гола blancos контролировали мяч всего 28% времени, до перерыва подняли планку лишь до 38% владения. И нанесли всего 1 удар за тайм из штрафной, хотя являются по этому показателю лучшей командой Ла Лиги (11,6 ударов за матч).
Идея Лопетеги – перекрыть «Барселоне» направление атак через центр. Под план Лопетеги адаптировал задачи игроков без мяча. Бензема по тренерской задумке выполнял man-oriented-прессинг по Бускетсу. Модрич и Кроос компактно двигались друг за другом в центральной линии (когда атака шла через правый полуфланг, Кроос смещался сильно правее, и наоборот). В идеале они мешали развитию атак через Артура и Коутиньо. Эта же задача – для Бэйла, закрывавшего без мяча правый полуфланг. Всю конструкцию страховал Касемиро, а если передача проходила через центр, выше выбрасывались Начо и Варан.
Лопетеги отказался не только от мяча, но и от высокого прессинга. До 35-й минуты, когда «Барселона» уже вела 2:0, «Мадрид» не сделал ни одного удачного отбора, перехвата или провокации ошибки за центральной линией. Агрессия включалась редко, а триггером были передачи на Клемана Лангле – его накрывал Модрич, за хорватом начинала движение вся команда. Но из таких ситуаций «Барселона» спокойно выходила.
План Лопетеги полностью провалился по трём причинам:
1. Структура «Барселоны» и движение игроков под пасующих в начале атаки создавали преимущество в центральной зоне, даже несмотря на блок «Реала». В большинстве ситуаций каталонцы получали +1 игрока – Артур и Ракитич опускались чуть глубже, провоцируя на прессинг, а Коутиньо и Рафинья сканировали свободные зоны, где можно получить мяч. Индивидуальные ошибки игроков «Реала» с нарушением компактности упрощали задачу каталонцам. Из полузащитников претензии за такие ошибки нельзя предъявить только Модричу.
Кроос поздно замечает, что должен не дополнять Касемиро и Модрича, а перекрывать линию передачи на Рафинью. Защитники не идут за ним. Рафинья получает мяч
2. Ужасная игра без мяча Гарета Бэйла. Валлиец зациклился на контроле своего полуфланга, а про контроль забеганий Жорди Альбы забыл – лишь однажды опустился вглубь и прервал диагональ на левого защитника «Барселоны». Альба, начиная рывок из глубины, регулярно оставался 1v1 с Начо, а Бэйл либо оставался в полуфланге…
…либо вообще провожал Альбу взмахами рук.
Слова Лопетеги о невезении отчасти справедливы даже на фоне первого тайма, проваленного «Мадридом» – хозяева нанесли всего 2 удара из штрафной и конвертировали оба в голы. Однако оба голевых момента «Барселона» создала после свободных ускорений Альбы по левому флангу. Бэйл мог предотвратить первую голевую атаку, но не проконтролировал рывок Альбы, а перед пенальти вообще свалился в центр, и Альба получил время на подготовку передачи в штрафную.
При счёте 2:0 Лопетеги поменял Бэйла и Иско местами, чтобы замаскировать проблему. Проблема сохранилась – весь первый тайм Иско тоже сваливался в центр и открывал зону для рывков Сержи Роберто, просто «Барселона» намного активнее использовала левый фланг, чем правый. Иско допустил ещё серию эпизодов, когда вжимался в центр, а Альба получал мяч и оставался 1v1 с Начо – из-за этого Лопетеги вернул игроков на свои позиции ещё до перерыва.
3. Персонально перекрывать Бускетса, но давать свободу центральным защитникам – очень беспечное решение. Во-первых, Пике и Лангле сами дружат с пасом – на двоих они сделали 8 передач на Альбу во фланг в развитие атаки. Во-вторых, принимая мяч без прессинга, они провоцировали включения чуть выше Модрича и Крооса. За счёт правильного движения игроков «Барса» снова создавала численное преимущество и выходила из-под прессинга.
По этой же причине раскрылся Иван Ракитич. При Вальверде хорват очень часто опускается третьим центральным защитником вместо Бускетса и развивает атаки передачами на фланги. Без прессинга Ракитич стал вторым игроком «Барселоны» по количеству передач (71, больше отдал только Альба), лучшим по точности (96%) и начал диагональю на Альбу первую голевую атаку.
Если «Реал» долго не создавал сложности билд-апу соперника, то «Барселона» сразу перешла к агрессивному прессингу 1v1. Без мяча 4-3-3 каталонцев превращались в 4-4-2, а в первую линию поднимался Артур, правильно двигаясь при владении Куртуа – так, чтобы не оставлять возможности разыграть мяч низом через Варана. Если пас на француза всё-таки проходил, Артур резко переключался на прессинг, но чаще Куртуа выходил из-под давления длинными передачами. Статистика не самая плохая – 4 точных лонг-болла из 9, но в первые полчаса подборы (не только после длинных от Куртуа) стабильно оставались за «Барселоной».
Особенно жёсткий прессинг «Барселона» включала, когда мадридцы пробовали выход через фланги. Пеп Гвардиола считает идеальной структуру прессинга 1+3, то есть один по игроку с мячом и ещё трое, перекрывающих всех ближних адресатов передач. «Барселона» в первые 20 минут использовала структуру 1+4, ещё более авантюрную, и совсем подавила начала атаки мадридцев. Такой прессинг работал только за счёт отличного движения – Роберто поднимался за Иско и доигрывал эпизоды, Рафинья мешал началу атаки через Марсело (возможно, это теневая причина, почему против «Реала» сыграл Рафинья, а не Дембеле), а кто-то из пары Ракитич-Бускетс шёл за Кроосом. Перекрывать фланговые атаки насыщенным блоком в 5 человек «Барселона» не прекратила даже после комфортного перевеса и смены тактики соперником.
Настолько агрессивный прессинг не может работать безошибочно – в паре моментов «Мадрид» выходил из-под давления, пользуясь одновременными включениями Бускетса и Ракитича (странно, что включения Бускетса в прессинг настолько высоко всё равно используются – эта задача его дискредитирует). Однако «Реал» тяжело выходил из-под такого прессинга, а если выходил, доводил атаку до удара как можно быстрее.
Во втором тайме у «Барселоны» возникло больше проблем из-за смены соперником тактики. Крайние защитники стали играть по вингбэкам «Мадрида», а за их спинами создавалась ситуация 3v3 – открывались Бензема, Бэйл и Иско/дальний вингбэк.
Признак удачно сработавшего прессинга – статистика Тони Крооса. В первом тайме у немца не было постоянного опекуна, поочерёдно его накрывали Рафинья, Ракитич и Артур, но на приёме мяча его накрывали всегда. Результат – всего 18 передач, жалкие 7 пасов вперёд. В стартовой 10-минутке второго тайма Кроос, ставший разыгрывающим опорником, отдал 16 передач, из которых вперёд – 13. «Барселона» быстро перестроилась, Вальверде комбинировал включения по Кроосу Артура и Бускетса (да, опять). Между этим решением и третьим голом «Барсы» – 10 передач Крооса, лишь 3 вперёд.
Важно, что игроки «Барселоны» хорошо замещали друг друга в структуре, когда кто-то выбрасывался в прессинг. Артур садился ниже, если в первую линию прессинга включался Бускетс или Ракитич. Здесь виден пример, когда Марсело вытаскивает за собой Роберто – его на фланге страхует Рафинья.
План Лопетеги не сработал ещё и потому, что «Барселона» проникала через центр и полуфланги даже большими силами, чем «Мадрид» оборонял эти зоны. Один из главных примеров: Кроос, Модрич и Бэйл втроём перекрывают правый полуфланг и центр для развития атаки соперника, но за их спинами открыты (и – роскошь – даже дублируют друг друга!) Коутиньо и Артур. Плюс на фланге есть Альба, которого Бэйл передаёт, а не опекает. Если Касемиро накроет принимающего мяч, «Барселона» сразу готова создать в зоне 2v1 или 3v2 с подключением Альбы.
Такой план работал из-за подвижности полузащитников «Барселоны». Коутиньо, открываясь в полуфланге, смущал Начо – в ряде моментов правый защитник «Реала» оставался рядом с бразильцем, даже когда Альба получал свободную зону для рывка. Альба, будучи крайним защитником, сыграл, как полноценный вингер – пассивность Бэйла только помогла ему порвать зону Начо. Рафинья, несмотря на основные действия справа, в стартовом отрезке очень активно открывался в центральной зоне.
Отдельно из всех выделю Артура. Бразилец допустил всего две ошибки за игру – когда пытался выйти из-под прессинга на рывках с мячом и напарывался на двоих/троих игроков «Мадрида». Остальные попытки – удачные: отлично держал мяч на ноге, сканировал зоны, куда можно продвинуть мяч. Плюс постоянно открывался так, что соперник или сразу оказывается в численном меньшинстве, или выбрасывается и оказывается отрезанным. Прессинг тоже удачно разбивался через включения Артура. Доказательство того, что Артур уже как влитой в игре «Барселоны»: в стартовой 20-минутке, когда каталонцы идеально создавали численный перевес в левом фланге и полуфланге, Артур сделал 26 передач. Чаще пасовал только Ракитич.
В стрессовых ситуациях Хулен Лопетеги не впервые прибегает к использованию тактики с тремя центральными защитниками, но решение в класико отличается от предыдущих. Против «Жироны» и «Севильи» Лопетеги зеркалил 3-Х-Х соперников, качественно переходивших в атаку – центральные полузащитники поднимались слишком высоко, Касемиро сваливался во фланг, и возникало много свободных зон в средней трети. В класико решение Лопетеги было адаптировано не под тактику соперника, а под Жорди Альбу, чьё влияние в первом тайме стало ключевым.
Как и в предыдущих матчах с переходом «Мадрида» на 3-Х-Х, Касемиро опустился на позицию центрального защитника в тройке, а правым вингбэком стал Лукас Васкес. Это обезвредило забегания Альбы – если ранее он оставался 1v1 с Начо, то теперь его оппонентом стал более быстрый игрок, а Начо страховал его за спиной. Иногда Васкес застревал слишком высоко в чужой трети, из-за чего «Барселона» проводила контратаки 3v3 против центральных защитников. Были моменты, где Начо играл некомпактно, оставляя большой зазор между собой и Васкесом. Но смена тактики точно оправдала себя – до второго гола Суареса «Барса» нанесла лишь 2 удара, и оба момента прилетели из зоны Марсело-Рамоса, а не Васкеса-Начо.
Нейтрализация Альбы – не единственная причина, почему смену тактики в перерыве стоит считать удачной. Стало больше эпизодов 1v1 между крайними защитниками. Прессинг за центральной линией от Марсело и Васкеса провоцировал «Барселону» чаще использовать длинные передачи для выхода из-под давления, а когда Роберто и Альба сами шли в прессинг, им закидывали мячи за спину (нечасто, но проходило). На флангах, как в голевой атаке, blancos начали создавать ситуации 2v1.
Активнее стал Иско. Здесь изменение тактики и рисунка игры («Реал» перехватил мяч и стал атаковать больше) переплетено с большей активностью, и тем не менее – во втором тайме Иско сделал 45 передач против 31 в первом, когда в своих лучших традициях игры в больших матчах пропал с поля. В 3-Х-Х Иско получил свободную роль, очень много двигался – и опускался к центральным защитникам для начала атаки, и открывался третьим форвардом правее Бензема и Бэйла. Во втором тайме «Реал» в серии моментов создавал преимущество на небольших участках поля, и всегда это происходило за счёт правильного движения Иско.
Иско утягивает за собой Бускетса. Модрич вырывается из глубины и получает свободную зону для приёма мяча
Проваленная концовка – не повод считать, что идея Лопетеги в перерыве провалилась. Третий гол «Мадрид» мог пропустить при любой тактике: Кроос, будучи опорником, высоко выдернулся в прессинг за Артуром, продолжил движение и оставил громадную свободную зону для открывания Дембеле. Четвёртый – индивидуальная ошибка Рамоса, в класико это тоже типично для него. Пятый – совместный провал Крооса и Асенсио, отыгравшего концовку на позиции левого защитника: так плохо контролировать дальнюю штангу на таком уровне удивительно.
Ошибка Лопетеги – скорее в том, что он не использовал схему 3-5-2 с первых минут.
Луис Суарес. Явный герой класико. Из недостатков – испортил две контратаки на стыке таймов. Плюсы очевидны – наибольший вклад в итоговый счёт (6 ударов, у остальной «Барселоны» 7), резкие рывки к линии вратарской, которые не только приводили к ударам Суареса, но и освобождали пространство партнёрам. Смотри гол Коутиньо. Против «Реала», чьи центральные полузащитники часто плохо контролируют зону подбора перед штрафной, это важное качество.
Серхио Бускетс. Включения Бускетса в высокий прессинг, когда давит вся команда, всё ещё считаю неоправданными – в прессинг-работе лучше Ракитич, а подстраховка в центре поля необходима. Но если по игре без мяча можно найти претензии (небольшие), то для контроля мяча и территории Бускетс сделал очень много. Даже под man-oriented-прессингом Бензема Бускетс сделал серию классных диагоналей и проникающих передач из глубины на Альбу – 8. Ровно столько же сделали Пике и Лангле вдвоём, хотя их поджимали слабее.
Рафинья Алькантара. Видно, что в плане технической оснащённости, скорости принятия и правильности решений Рафинья уступает остальным игрокам атаки «Барселоны». Неоднократно по ходу класико Рафинья затягивал с решением или принимал правильное и вовремя, но не мог исполнить – например, когда разгонял атаку 5v4 в конце первого тайма.
Но важно понимать, что Рафинья вышел под другие задачи: сохранять контроль и темп, правильно двигаться, обеспечивать численный перевес в квадрате, через который атакует «Барселона». Свои задачи Рафинья выполнил, особенно важно его движение без мяча. В первом тайме он низко играл по Марсело, во втором – страховал Роберто, когда он поднимался за Марсело. В атаке, помимо своевременного насыщения нужных участков поля, Рафинья тоже давал движение без мяча, обострявшее ситуацию. Лучший пример – момент с ударом Суареса боковыми ножницами в штангу. Для построения атаки Рафинья сделал всё идеально: вытащил Рамоса и создал ситуацию, в которой Суарес примет передачу с меньшей опекой и без офсайда.
Артуро Видаль. Получил мало игрового времени, но сразу забил в стиле Паулиньо-2017/18: вбежал на дальнюю штангу, отлично выбрал позицию между Кроосом и Асенсио (оба отыграли момент в роли надувных фигурок), головой вогнал мяч в ворота. Хотя бы намёк, что такие включения, как у Паулиньо, Видаль действительно умеет делать. В сложных матчах против массированной обороны такие включения точно помогут – отличный козырь для запасного.
Тони Кроос. Явно болеет вирусом Серхио Рамоса – тоже иногда выдаёт сильный футбол в класико, но чаще очень разочаровывает. Ключевые ошибки без мяча, напрямую влияющие на ход матча, уже вошли у Крооса в привычку. Только из последних класико – весна-2017, декабрь-2017 (ошибка Крооса важнее, чем ошибка Ковачича, приклеившегося к Месси), теперь осень-2018. Снова только часть вины, Начо и Васкес делят ответственность за третий гол с Кроосом, но зону для контратаки «Барселоны» раскрыл именно Кроос – выбросился за Артуром, недоиграл эпизод (Диего Симеоне пристрелил бы своего центрального полузащитника за такое) и не вернул команде мяч. Даже как глубинный плеймейкер выдал на своём лучшем уровне всего 10 минут.
Касемиро. При агрессивных фланговых атаках «Барселоны» Касемиро садился центральным защитником ещё в первом тайме. Получалось так себе, перед заработанным пенальти Суарес вынырнул как раз из-за спины Касемиро. Во втором тайме, после полноценного перевода в центр обороны, чаще оставался против атаки «Барсы» уже в расстрельных ситуациях. Единственная явная претензия к Касемиро за второй тайм – излишняя самодеятельность в начале атаки. Бразилец пытался начинать атаки первым пасом через центр и дважды привозил ответную быструю атаку на свои ворота.