«Мы провели замечательный первый тайм. Во втором тайме нас дважды поймали на контратаке. Этого не должно было случиться. Но это наша лучшая игра с матча против «Шальке», – сказал Нико Ковач после проигранного Der Klassiker. Речь Ковача похожа на стандартные послематчевые оправдания, но правоту тренера «Баварии» признал и Люсьен Фавр: «В первые 30 минут «Бавария» доминировала. Я не видел ее такой сильной в этом сезоне».
Ковач неправильно расставляет акценты – причина победы «Боруссии» не только в контратаках. После перерыва Дортмунд прибавил в агрессивности единоборств, из-за чего создал несколько моментов – лёгкая атака «Боруссии» продавливала баварцев на их трети поля. Лучше заработал контрпрессинг. Уязвимые зоны в обороне заполнялись плотнее. Замена слабейшего игрока на поле в этот вечер (это не Матс Хуммельс, а Юлиан Вайгль) помогла «Боруссии» взять под контроль центр поля. Но Ковач прав: матч чётко следует делить на два разных тайма.
Гол Роберта Левандовского подвёл черту под отрезком, где «Бавария» играла намного сильнее. Мюнхенцы забрали мяч под тотальный контроль (68,2% владения), качественно разыгрывали его (88% точности передач), опасно били по воротам (5 ударов, 4 – из dangerzone) и почти пресекли острые ответные атаки «Боруссии». Единственный удар Дортмунда за первые полчаса – подарок Матса Хуммельса, потерявшего мяч в центре поля под прессингом Ройса. Помимо него, была контратака с острым открыванием Бруна Ларсена и прострелом на дальнюю штангу, на который не успел Санчо. В позиционной атаке у «Боруссии» не получалось вообще ничего.
Билд-ап – ключевой фактор, за счёт которого «Бавария» захватила территорию. Фавр привычно для этой «Боруссии» использовал mid-прессинг – на центральной линии соперника встречали только Гётце и Ройс. Один из пары прессингующих вставал перед Хави Мартинесом, второй гонял центрального защитника. В начале матча мишенью был Боатенг, и «Бавария» этим пользовалась – спокойно доводила мяч до свободного Хуммельса через пас назад, используя Нойера.
Ломиться через центр против нынешней «Боруссии» – бессмысленное занятие, поэтому Хуммельс развивал атаки через фланги. Слева «Бавария» строила треугольник Алаба-Горецка-Рибери, причём в полуфланге чаще открывался Алаба, а Рибери принимал мяч у боковой линии. Стандартное решение Хуммельса – пас во фланг, после которого «Бавария» пытается разыграть треугольник с проникающей передачей за спину Пищеку. Иногда Хуммельс делал диагонали направо, на Киммиха, где строился идентичный треугольник (Киммих-Гнабри-Мюллер), но с другим разделением обязанностей. Киммих, в отличие от Алабы, редко смещался с мячом в центр.
Самый эффективный приём «Баварии» в атаке – перенасыщение правого фланга и создание изоляций под Рибери, который активно шёл в обводку (дикие 14 попыток дриблинга, удачных – 6). Пока Франк был свеж, он вчистую выигрывал дуэль у Лукаша Пищека: однажды обыграл Пищека в штрафной, нанёс из-под поляка 2 удара и сделал острый прострел из-под него во вратарскую (его никто не замкнул). Рибери отлично помогал Киммих – обычно именно Йозуа вырезал диагонали на француза из глубины, даже с нерабочей левой.
Как это работало: Гнабри, Левандовски, Мюллер перенасыщали правый полуфланг, Пищек вжимался в центр, а Санчо играл по Алабе
Гол Левандовского вытекал и из логики игры, и из плана «Баварии». Мюнхенцы дважды за одну атаку перевели мяч с фланга на фланг, причём вторая диагональ – от Рибери обратно Киммиху – стала откровением для Дортмунда. «Боруссия» вжалась в свою штрафную ввосьмером и забила центр, при этом между обороняющимися и атакующими возник большой разрыв – Ройс не переключился с Хави Мартинеса, а Гётце ожидал возврата мяча ещё выше. Поэтому Киммих получал мяч без опеки. А когда получил, Хакими и Брун Ларсен не перестроились, оставаясь на одной линии и не контролируя открывание Гнабри в ширину. Подачу Сержа никто не блокировал.
Альтернативная идея, как вскрыть компактную защиту Дортмунда – проникновение в полуфланг после передачи от защитника, быстрая стенка, отрезающая ближнего к мячу ЦЗ, и вход в штрафную через его зону. Так «Бавария» дважды вскрывала оборону «Боруссии», и оба раза удары блокировали дальние к мячу центральные защитники – сначала Загаду (когда Левандовски сыграл в стенку с Мюллером), затем Аканжи (после стенки Гнабри с Робертом).
Помимо понимания, как атаковать, «Бавария» доминировала за счёт слаженного прессинга. На неделе против Дортмунда идеально сыграл «Атлетико» – перекрыл весь центр и спровоцировал на U-образную структуру владения без остроты. «Бавария» прессинговала примерно так же. Центральные защитники спокойно разыгрывали мяч, но Витселя и Вайгля плотно перекрывали Мюллер и Левандовски, все выходы через полуфланги тоже блокировались. Выход через Пищека и Хакими тоже не работал. Оставались только длинные передачи, подборы после которых собирала «Бавария».
«Боруссия» искала способы выхода через центр – например, к Аканжи и Загаду опускался Вайгль, провоцируя полупозицию Левандовского в прессинге. Но переход от U-образного владения к продвижению мяча вперёд давался Дортмунду тяжело. Главная причина – очень слабая игра Юлиана Вайгля под прессингом. Иногда «Боруссия» находила бреши в прессинге «Баварии» и пасовала в центр, внутрь шестиугольника мюнхенцев, но если Витсель хорошо контролировал мяч и корпус, то Вайгль допускал очень много ошибок. Пасовал под перехват, не расставался с мячом в нужную секунду и попадал под давление 2-3 игроков «Баварии». Финиш – жёлтая карточка, заработанная после плохой обработки паса в центре поля и попадания под прессинг Горецки.
Ближе к концу первого тайма «Боруссия» наладила контроль мяча, но не конвертировала его в моменты. В центре поля продолжал горячку Вайгль, а на флангах «Бавария» разбирала всех игроков и добавляла страхующего на случай, если пас пройдёт. Затяжной контроль мяча в зоне провоцировал более агрессивный прессинг «Баварии» – из-за него жёлто-чёрные снова откатывались назад.
Тактические установки и перестановки тренеров в перерыве – главная причина, почему рисунок игры во втором тайме резко изменился. После Der Klassiker активно форсят статистику, что «Боруссия» – лучшая команда Европы по количеству забитых мячей игроками, вышедшими на замену (18). Цифра действительно дикая, но ключевой стала замена, не повлиявшая на результативность напрямую – Дауд заменил Вайгля и навёл порядок в центре поля. Замена Фавра наложилась на явную установку Ковача встречать атаки «Боруссии» ниже. По данным Opta, «Бавария» сделала 14 отборов и перехватов на чужой половине поля за весь матч. С 46-й минуты до гола Пако Алькасера мюнхенцы не сделали ни одного.
С меньшим давлением Дауд и Витсель выиграли центр поля для «Баварии». Бельгиец выдал волшебный второй тайм – регулировал темп атак «Боруссии», развивал их правильными передачами, отладил контрпрессинг, а главное, ВООБЩЕ не ошибался. Витсель ни разу не потерял владение Дортмунда, зато 7 раз его вернул, выиграл 8 из 9 единоборств, сделал 4 удачных отбора при 4 попытках и сделал 93% точных передач (причём ногой – всего одну неточную).
Понимание игры Витселя сделало два гола «Боруссии» из трёх. Если с победным мячом всё очевидно – протащил мяч, отдал на Алькасеру точно в коридор и в момент, когда нет офсайда, то перед заработанным пенальти Витсель отлично подстроился под стеночку с Санчо: открылся под пас ближе к полуфлангу, вытащил Горецку и отдал в касание на англичанина. Санчо потащил мяч в свободную зону – Горецка был отыгран, Хави Мартинес не создал компактность в центре, а Алаба не доиграл за Санчо 1v1. Так возникла и свобода в центре, и зона между Хуммельсом и Алабой, куда и ворвался Ройс. Характерная деталь – даже когда «Бавария» села ниже, атаки «Боруссии» через центр строились только на Витселе.
Ещё более полезная работа Витселя – помощь в контрпрессинге при подключениях крайних защитников в атаку. Бельгийцу хватило интенсивности, чтобы покрывать оба полуфланга, при необходимости уходить во фланг и возвращать мяч, пользуясь чтением игры и корпусом. Ещё в первом тайме Витсель выигрывал микроматч у Томаса Мюллера, иногда встречая его чуть ли не персонально – были моменты, когда Витсель уходил за Мюллером на фланг, мешать поиску пространства. Во втором тайме Аксель разнёс игрока «Баварии», выиграл всю борьбу.
Мюллер тащит контратаку из зоны Хакими в центр. Витсель догоняет, ставит корпус и возвращает мяч «Боруссии»
Дауд тоже справился со своими задачами – если Витсель страховал крайних защитников в полуфлангах, то Махмуд страховал уже бельгийца в центральной зоне. Дауд начинал атаки передачами направо на грани риска, за мгновение до возможной потери под прессингом, но не допустил серьёзных обрезов, в отличие от Вайгля.
Сыграла и другая замена Люсьена Фавра. Пако Алькасер уже сделал себе имя лучшего запасного Европы, способного выйти и сделать результат за короткий срок. Его влияние опять же чуть шире, чем просто победный гол после классного открывания. Когда Ройс забивал второй гол, Алькасер сделал отличное ложное ускорение во вратарскую и «посадил» Боатенга с Зюле чуть глубже.
Ройс отлично выбрал позицию в центре, а Пищек отдал отличный пас. Только внутри штрафной Ройс сделал ещё два подобных открывания – в центре без опеки. Были и другие моменты, когда Марко разгонял атаки «Боруссии» правильным выбором позиции – открывался за спинами опорников, перенасыщал правый полуфланг (против «Баварии» Фавр решил активнее использовать его, а не левый край, как в большинстве матчей сезона). Когда мюнхенцы пытались прессинговать во втором тайме, это получалось хуже – между линиями возникало больше плотности. Ройс этим пользовался.
После перерыва Дортмунд прибавил и в ведении единоборств. Ошибки Хуммельса, которого дважды продавил Санчо, возникли из-за плохой физической готовности защитника, но другие игроки «Баварии» тоже позволяли себя продавливать. Хакими организовал момент для Ройса, корпусом отправив на траву Горецку. Лучше заработал контрпрессинг – помимо Витселя, здесь важную роль сыграл тот же Хакими, после потери бежавший в центр и агрессивно накрывавший соперника. Включения марокканца провоцировали передачи в борьбу или в пустоту.
«Бавария», в отличие от «Боруссии», сохранила план игры в атаке с первого тайма – только Фавр и здесь подстроился под соперника. Когда мюнхенцы переходили в позиционную атаку и использовали диагонали на Рибери, его ниже встречал Джейдон Санчо. Ситуации, когда Рибери оставался 1v1 с Пищеком, исчезли. Вдобавок сам Рибери устал от повышенной нагрузки, в его дриблинге стало больше брака. Эффективность Франка снизилась, а третья голевая атака «Боруссии» началась как раз с низкого отбора Санчо.
Сейчас обязательно начнутся разговоры о везении-невезении и неизбежном чемпионстве «Баварии» в концовке. Но итог игры в Дортмунде – результат матч-менеджмента тренеров, а не безумных загубленных моментов (кстати, их было больше у «Боруссии»). Ковач построил отличный план на игру, но отошёл от него в перерыве, посадил команду ниже и был наказан. Фавр сделал отличные замены, выиграл центр поля и получил больше шансов бить из центра штрафной – учитывая, как дотошно Фавр работает над реализацией своих игроков, сочетание факторов убийственное. Причём срабатывающее уже не первый матч (так было, например, в триллере с «Аугсбургом»). Борьба за салатницу будет острее, чем вы привыкли.