Одним из главных предметов для критики в первый месяц работы Рубена Аморима в «Манчестер Юнайтед» стала оборона на угловых. Отсутствие отлаженной игры на поле было объяснимо резкой сменой игровой системы, прямота португальца на пресс-конференциях подкупала, фанаты были готовы ждать. Но несколько ярких неудач на стандартах вывели из себя даже самых терпеливых: два пропущенных от «Арсенала», гол на 1-й минуте от «Ноттингем Форест» и прямые удары с угловых от Куньи, Сона и Триппьера сделали португальца лёгкой мишенью для атак в медиа.
Но после серии неудач «Юнайтед», кажется, оправился. В 2025 году соперники реже бьют по воротам Онана, средний вес их ударов заметно снизился. Данный текст — попытка разобраться в динамике игры команды на угловых в обороне и поиск паттернов в угловых у чужих ворот.
Для исследования взяты угловые «Манчестер Юнайтед» при Рубене Амориме в матчах АПЛ сезона-24/25, в полных составах, с ноября по март включительно. Данные по ударам подсчитаны на основе информации Whoscored.com, данные по xG — на основе моделей xGLab.
С приходом Рубена Аморима в клуб стиль обороны на угловых не изменился глобально, но различия можно найти в нюансах. Плюс по ходу сезона были внесены небольшие корректировки.
«Юнайтед» по-прежнему использует смешанную систему: команда делится на две группы — игроки из первой (5–6 человек) располагаются по границам вратарской, 2–3 игрока разбирают соперников персонально, оставшиеся контролируют зоны подбора или короткий розыгрыш.
Как и в прошлом сезоне, большую часть угловых соперники «Юнайтед» подают на ближнюю штангу. Андреас Георгсон уделяет особое внимание обороне этой зоны — она практически всегда сдвоена. Если у соперника есть заготовленный розыгрыш с подачей на ближнюю, здесь может оказаться даже три игрока — так было в матчах против «Арсенала» и «Ливерпуля».
При Эрике тен Хаге за контроль ближней штанги отвечали Бруну Фернандеш и нападающий. До середины февраля Аморим использовал португальца в аналогичной роли, но начиная с игры против «Тоттенхэма», Фернандеш обороняется персонально или ловит отскоки в зоне подбора, а на ближней штанге защищаются Зиркзе и Каземиро. В пяти матчах после перестановки «Юнайтед» не допустил ни одного удара из этой зоны.
За оборону центра вратарской отвечают два высоких центральных защитника и Диогу Далот. Третьего ЦЗ — Мартинеса или Мазрауи — практически весь отрезок при Амориме используют в других ролях: марокканец защищает дальнюю штангу, Мартинес до травмы сдваивал ближнюю или оборонялся персонально.
Использование Далота внутри вратарской — неочевидно, альтернативой португальцу могли бы стать Мазрауи и Угарте. Выбор в пользу Далота можно объяснить двумя факторами. Во-первых, он превосходит обоих в верховой борьбе. Перед подачей Далот не находится в статике — он слегка «пружинит» на обеих ногах, подготавливая себя к мощному прыжку. С другой стороны, тайминг прыжка у португальца не лучший — мяч часто перелетает его.
Второй причиной является игра Далота один в один — он хуже партнёров защищается персонально. Португалец грамотно держит соперника перед собой, но ему не всегда хватает резкости и первого шага, чтобы уследить за сменой движения. В попытке догнать соперника Далот помогает себе руками, хватает и подталкивает — опасная привычка в эпоху VAR.
Наполнение персональной группы зависит от состава на матч. До начала февраля она чаще всего состояла из пары центральных полузащитников, к которым периодически добавлялся Хёйлунд или Мартинес. Например, в игре с «Сити» датчанин персонально опекал Холанда, а в матче против «Ноттингем Форест» Мартинес играл по Миленковичу.
В зоне подбора Аморим использовал Диалло и Гарначо. Они регулярно располагались в неоптимальных позициях, опускаясь на уровень точки пенальти, что создавало сразу две проблемы. Во-первых, пространство перед штрафной хуже контролировалось — у соперника было больше времени на принятие решения. Во-вторых, снижался потенциал контратак. По ходу сезона прослеживается небольшой прогресс в данном аспекте — эпизоды с пустой зоной подбора происходят всё реже.
После травмы Диалло в начале февраля были внесены небольшие корректировки, но общая идея сохранилась. Слот ивуарийца в зоне подбора занял Доргу. Один из центральных полузащитников (Каземиро) переместился на ближнюю штангу, его роль взял на себя Фернандеш, а Хёйлунда стали использовать против самых опасных игроков соперника на стандартах. Удивительно, учитывая тот факт, что в прошлом сезоне датчанин был одной из главных уязвимостей при угловых у ворот Онана.
В декабрьском матче команда Рубена Аморима хорошо оборонялась в игровых эпизодах, но была уничтожена на стандартах — «Арсенал» семь раз пробил после угловых, удары Тимбера и Салиба стали голевыми.
«Юнайтед» не справился по нескольким причинам. Во-первых, тренерский штаб неверно расставил акценты и слишком сильно сконцентрировался на контроле одной зоны. Переместив игрока из персональной группы на ближнюю штангу, куда чаще всего идут подачи «Арсенала», команда регулярно оказывалась в ситуации 2в5 на дальней. Динамическое преимущество было на стороне команды Артеты: уже на первом угловом Парти опасно пробил с ближней. Следующие попытки не закончились ударом из-за слишком сильных подач Сака.
Во-вторых, «Юнайтед» не смог адаптироваться по ходу матча. В первом тайме «Арсенал» подал все угловые на ближнюю штангу или в центр вратарской, но после перерыва трижды использовал вариант с подачей на дальнюю, где оставался дополнительный игрок. Один из угловых закончился голом Салиба, в другом эпизоде опасно пробил Мерино.
Единственным позитивным моментом была игра Андре Онана — он агрессивно играл на выходах, несколько раз выбив мяч кулаком, что нетипично для камерунца, который часто застывает на линии ворот. В кубковом матче «Юнайтед» смотрелся лучше: сказались собственная подготовка и неочевидные изменения Жовера, на которые, вероятно, повлияла именно отличная игра Онана.
«Арсенал» крайне искусно затягивает время перед подачей угловых — команда Артеты готовит подачи дольше всех в АПЛ. Такие паузы психологически влияют на соперников, заставляя их нервничать в ожидании очередной опасной подачи. В АПЛ «Юнайтед» поддался на хитрость, в кубке ответил агрессией — Хёйлунд постоянно толкал Салиба, обхватывал француза руками. Дважды судье пришлось останавливать игру, чтобы поговорить с игроками. После замены датчанина роль хулигана на себя взял Маласия.
Ход можно назвать удачным. «Арсенал» использовал различные розыгрыши, но нанёс только три удара после угловых — все в дополнительное время, когда команда Аморима уже больше 30 минут играла в меньшинстве, все неопасные.
Вторым аспектом, который помог «Юнайтед», стали изменения Николя Жовера. Игра вратаря «Юнайтед» в матче чемпионата нивелировала часть угрозы от угловых «Арсенала», поэтому в кубковой встрече Жовер передвинул двух игроков с дальней штанги к голкиперу. Но игроки «Юнайтед» хорошо защищали своего вратаря, и вместо позитивного эффекта «Арсенал» потерял остроту от подач, а Байындыр выдал классный перформанс, восстановив репутацию после неудачной игры с «Тоттенхэмом».
В домашнем матче АПЛ «Юнайтед» внёс ещё одно изменение: в зоне подбора оставили только Гарначо, второй игрок переместился в персональную группу. Команда Аморима стала лучше контролировать движение в штрафной, но оставила слишком много пространства перед ней. «Арсенал» нанёс четыре удара из «зоны усов» — дважды после подбора, один раз после короткого розыгрыша, ещё один — после прямой подачи на Райса.
В начале сезона «Манчестер Юнайтед» часто использовал розыгрыш с подачей на дальнюю штангу, заготовленный под Маттейса де Лигта. Автором задумки был новый тренер по стандартам Андреас Георгсон. Швед стал одним из немногих, кто остался в тренерском штабе с появлением Аморима. Но, несмотря на это, «Юнайтед» перестал регулярно подавать на нидерландца. Георгсон подсмотрел новую идею у Николя Жовера из «Арсенала» — лондонцы уничтожили «Юнайтед» на стандартах: 13 угловых, два забитых мяча от Тимбера и Салиба — и уже в следующем туре команда Аморима использовала розыгрыш, похожий на идеи француза.
При подаче внутри штрафной находятся шесть игроков. Четверо делают движение в сторону подающего — чаще всего это Далот, два центральных защитника и нападающий или центральный полузащитник. Португалец атакует ближнюю штангу, остальные скорее расчищают пространство, чем атакуют конкретную зону.
Ещё один игрок мешает вратарю выйти из вратарской и перехватить подачу. До травмы эту роль на себя брал Кобби Майну, после повреждения его подменяет нападающий. Шестой игрок — обычно Мартинес — прячется на дальней штанге и выжидает ситуацию 1в1.
В зоне подбора находятся два игрока: Гарначо и второй вингбэк. Аргентинец может сместиться на угол штрафной для короткого розыгрыша. Последний полевой игрок «Юнайтед» обычно занимает позицию ближе к центру поля, но иногда приходит в зону подбора, чтобы сразу гасить контратаки соперника.
Движение игроков внутри штрафной не только помогает создать ситуацию 1в1 на дальней, но и частично нивелирует один из немногих минусов Бруну Фернандеша — подачи с угловых. Если португалец не перебивает ближнюю и мяч не доходит до Мартинеса, подачу замыкает кто-то из набегающей группы, обладающий динамическим преимуществом над статичными защитниками.
По ходу сезона прослеживается прогресс игроков в понимании розыгрыша. В первых матчах после внедрения группа набегающих располагалась по центру створа, некоторые игроки сразу занимали позицию на ближней штанге — таким образом они сами крали у себя несколько лишних метров для манёвра. Примерно через месяц их позиции изменились — начиная с игры против «Брайтона», набегающие делают рывок от дальней штанги.
«Юнайтед» нанёс несколько ударов после подобного розыгрыша, но забил только один мяч в ворота «Ипсвича». Пространство для роста, безусловно, ещё есть. Например, игроки внутри штрафной не всегда правильно выбирают тайминг для ускорения — стартуют либо слишком рано, либо, наоборот, запаздывают с рывком и не создают «контролируемого хаоса» внутри штрафной.
Помимо основного розыгрыша есть ещё одна вариация, в которой на дальней штанге остаются два игрока: к Мартинесу добавляется Магуайр, блок под англичанина ставит центральный полузащитник. Подобный розыгрыш использовался в играх против «Борнмута» и «Кристал Пэлас».
В гостевых матчах против «Ливерпуля» и «Тоттенхэма» команда Аморима отошла от классической системы. На «Энфилде» был использован розыгрыш «Спарта», когда все игроки внутри штрафной заполняют вратарскую в расчёте на удачный рикошет. В Лондоне ориентиром для подач с правого фланга стал Магуайр, занимавший позицию не на дальней штанге, а на точке пенальти. Ещё в нескольких играх использовались прямые подачи в зону 14 под удар с лёта — таким образом был забит первый гол в ворота «Эвертона» на «Олд Траффорд».
Редкие короткие розыгрыши проходят по следующему сценарию: пас на угол штрафной, обратный пас, подача на дальнюю штангу под рывок центрального защитника по дуге от точки пенальти. Их можно было видеть в первой встрече Аморима с «Ипсвичем» и в мартовских играх с «Арсеналом» и «Лестером».