Дерби «Боруссий» – за Дортмундом. Выключить Витселя невозможно | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Дерби «Боруссий» – за Дортмундом. Выключить Витселя невозможно — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Матчи
Бундеслига
22 декабря 2018, 13:34
22 декабря 2018, 13:34
Дерби «Боруссий» – за Дортмундом. Выключить Витселя невозможно
Сергей Титов разбирает заключительный матч Дортмунда в календарном году.
Содержание
01Игра опорников в центре защиты – как отражение билд-апа команд
02Тренерские изменения в перерыве
03Ещё 2 важных момента

Дортмундская и гладбахская «Боруссии» встречались в статусе двух лидеров Бундеслиги за тур до рождественской паузы. На фоне того, что титул может выиграть хоть кто-то, кроме «Баварии», работа Дитера Хеккинга остаётся за кадром. Гладбах идёт вторым, качественно обороняясь без мяча и доминируя на домашнем стадионе (8-0-0). Выездная модель Хеккинга заточена на контратаки, и с её помощью гладбахская «Боруссия» уже громила «Баварию» в Мюнхене, но команда Люсьена Фавра подавила стиль «жеребцов» и вообще исключила опасные контратаки на свои ворота. Дортмундская «Боруссия» выиграла своеобразное дерби 2:1 и полностью доминировала, когда достигла преимущества в счёте.

Игра опорников в центре защиты – как отражение билд-апа команд

К финишу первого круга обе «Боруссии» остались с переломанными центральными защитниками. Гладбах, потерявший Янчке, Гинтера и Эльведи, закончил круг с парой Штробль-Байер – из опорника и 18-летнего защитника, которого Хеккинг летом наигрывал на правом фланге. Причём до Дортмунда связка уже немного сыгралась и обеспечила два подряд сухаря (один из них – против «Хоффенхайма», до этого не забивавшего только в одной игре сезона). У дортмундской «Боруссии» в центр защиты впервые в сезоне опустился Юлиан Вайгль. Профильные опорники стали ключевыми фигурами своих команд в билд-апе.

Главная проблема Вайгля, сделавшая его баночником «Боруссии» – плохая работа под давлением. Попадая под man-oriented-прессинг, Вайгль остаётся лицом к своим воротам и не избавляется от прессинга на движении. Такого игрока легче накрыть в момент приёма, поэтому билд-ап Дортмунда при качественном прессинге теряет одного игрока – ему не доверяют мяч. Центральные защитники попадают в такие ситуации очень редко, обычно при ударах от ворот или розыгрыше через вратаря. При билд-апе они реже прессингуются, направлены лицом к чужим воротам и видят все варианты развития атаки на поляне. Это идеальные условия для Вайгля.

Как и в опорной зоне, Вайгль очень много играл простыми передачами, даже под прессингом, как перед вторым забитым мячом. Он играл больше на сохранение мяча, а не на развитие атаки (конструктивных передач – всего 30 из 69, всего 9 передач на чужую половину поля), не разбивал линии. Сохранение контроля – главное для Вайгля, и свои функции он выполнил качественно: сделал 94% точных передач и почти не допускал ошибок в начале атаки. Всего 4 неточных паса – диагональ, скидка головой и два момента, где Вайгль сам чувствовал ошибку и сразу вступал в активный отбор.

Превратить Вайгля в центрального защитника на постоянной основе мешает два фактора:

1. Физические качества. Из-за слабой доводки Гладбаха Вайгля редко напрягали, но из оборонительной шестёрки Юлиан стал худшим по проценту выигранной борьбы (56%), а при длинных передачах неловко играл головой (те самые неточные передачи – на подбор сопернику, даже не вперёд для продолжения волейбола). Он резок, но недостаточно мощен для центрального защитника, и против более вертикальной команды, строящей билд-ап на большом нападающем, он стал бы проблемой.

Помимо плохой игры головой, даже руки при прыжке располагаются неправильно

2. Специфика передач Вайгля. Окей, нынешний Дортмунд контролирует мяч так, что progressive passes из глубины нужны редко – в команде достаточно умных игроков, ищущих правильные решения. Но команда с качественным высоким прессингом подавит такой контроль и будет ловить ошибки, если не двигать мяч передачами на большое расстояние или диагоналями. Так уже делала «Бавария» в первом тайме в Дортмунде. И тогда простые передачи Вайгля могут стать триггером прессинга. Или триггером станет приём самого Вайгля.

Тобиас Штробль, в отличие от Вайгля, бомбил соперника диагоналями. Он стал лидером гладбахской «Боруссии» и по количеству диагоналей (13), и по количеству передач вообще (120).

При этом такие числа Штробля – скорее следствие прессинга Дортмунда, разбившего билд-ап Гладбаха. Как и в большинстве матчей, Фавр использовал 4-4-2 без мяча, где один игрок в первой линии прессинга накрывает центрального защитника, второй (Ройс) действует строго по опорнику (Крамеру). На флангах создаётся ситуация 2v2, и крайний защитник соперника Дортмунда может принять мяч, но попадёт под прессинг и вряд ли отдаст нацеленный пас вперёд.

То есть хозяева давали Штроблю относительную свободу, но перекрывали ему все варианты с ближними. Пасуя Вендту или Байеру, Тобиас часто быстро получал ответные передачи из-за прессинга Дортмунда. Крамер не избавлялся от прессинга Ройса, а крайние центральные полузащитники – Закария и Нойхаус – перекрывались Делейни и Витселем: вариантов с конструктивной короткой передачей, развивающей атаку, вообще не оставалось. Плюс когда Штробль продвигал мяч, на него в ≈35 метрах от ворот Гладбаха выдвигался Ройс. Линию паса на Крамера он тоже контролировал.

Тренерские изменения в перерыве

После травмы Пако Алькасера Фавр выпустил Марио Гётце, и до конца первого тайма Гётце дублировал задачи испанца. При позиционных атаках он открывался в том же левом полуфланге, что и Алькасер, при быстрых атаках – тоже отскакивал на линию штрафной и после приёма мяча ждал забеганий Ройса и Санчо. После перерыва зона активности Гётце переместилась в правый полуфланг, там полузащитник открывался между Штроблем и Вендтом. Марио пробовал ложные забегания, которые хорошо читал Штробль, и резкие рывки в другую зону, между Байером и Джонсоном (тоже крайний и крайний центральный защитник, но в левом от Гётце полуфланге).

До второго гола Гётце двигался именно в этой зоне. Это сделало структуру менее скошенной на левый фланг, в левом полуфланге остался только Ройс, примерно на одной линии с Гётце. Когда дортмундская «Боруссия» забивала второй мяч, Гётце открылся там же, в ширину от Штробля, и воспользовался движением Санчо – он стянул за собой Вендта. Так Марио остался без опеки.

Проблемы билд-апа Гладбаха никуда не исчезли на дистанции всего матча, и Дитер Хеккинг пошёл от обратного – усилил зону, куда наиболее часто летели диагонали Штробля. Помимо Херманна, направо стал уходить Торган Азар. Перестроилась и вся тройка нападения – Азар и Плеа поменялись позициями без мяча, при владении Плеа возвращался в центр, а Азар сдваивал зону за спиной Хакими вместе с Херманном.

Идея Хеккинга была логична, но максимум, что она добавила – большую активность на фланге Хакими. Ни изменение роли Азара, ни переход на 3-1-4-2 после замен (где центральными полузащитниками стали умные Хофманн и Кюизанс) не изменили основную картину матча: Дортмунд перекрывает весь центр, Гладбах не может доставлять мяч через центр и не понимает, как вообще доводить мяч до чужой штрафной. Отражение проблем – 0 ударов с игры после гола и 0 ударов из любых ситуаций за последние полчаса.

Ещё 2 важных момента

– Выходя левым инсайдом, Рафаэл Геррейру отлично вписывается в структуру позиционной атаки дортмундской «Боруссии» (перенасыщение левого фланга, доставка оттуда в центр, создание свободы для Хакими) и более полезен, чем Брун Ларсен. Если датчанин хорош при изоляциях и в быстрых атаках, то Геррейру отлично помогает команде в позиционной атаке, много двигает мяч вперёд из левого полуфланга и не хуже Бруна Ларсена в его основных функциях. Из атакующей четвёрки «Боруссии» он – ожидаемо самый активный по количеству передач (72), острых передач (6) и сделанных касаний (82).

– Изначальная тактическая идея Хеккинга без мяча – высоко накрывать Витселя и выключать его из билд-апа – была интересной и логичной, но работала ровно до того момента, когда а) Дортмунд доводил мяч до центральной линии, б) Витсель начал поиск избавления от прессинга (в этом важное отличие бельгийца от Вайгля). Аксель менялся зонами с Делейни, перенасыщал левый полуфланг вместе с датчанином и избавлялся от прессинга Закарии, который не шёл за Витселем в другую зону. Витсель стал лучшим игроком Дортмунда по количеству передач – 101. Выключить Акселя из игры полностью почти невозможно, хотя Гладбах пытался.